© 2024
Все права защищены
г. Видное, ул. Сухановская 18
+7 (925) 599-97-08

Какие основные методы лечения и адаптации детей-аутистов

Какие основные методы лечения и адаптации детей-аутистов?

           До сих пор не существует оптимального метода лечения расстройств аутистического спектра, дающего ощутимые результаты при работе с пациентами разных возрастов. Существует ряд традиционных методов лечения, хорошо зарекомендовавших себя на практике. В настоящее время также появилось ряд нетрадиционных новаторских методик лечения людей с расстройствами аутического спектра.

Традиционные техники лечения.

К традиционным техникам лечения относят медикаментозную терапию, методики психосоциальной помощи, поведенческой терапии, безглютеновую и безказеиновую диету, структурированное обучение, трудотерапию и логопедические практики.

   Эти варианты лечения, как правило, приводят к частичному улучшению одного или нескольких аспектов заболевания.

                              - ABA-терапия при РАС.

ABA-терапия (поведенческая терапия, прикладной анализ поведения (Applied Behavior Analysis)) – совокупность подходов, которые основываются на принципах взаимосвязи поведения человека и окружающей среды, и используются при широком спектре психических расстройств.

     В ABA-терапии аутизма различные подходы и приемы часто интегрируются в зависимости от потребностей и возраста пациента. Среди ABA-подходов можно выделить натуралистические, опирающиеся на работу с ребенком в естественной среде, дома, в детском саду или в учебном классе, а также в процессе игры и структурированные, для реализации которых необходимо создание специальных условий и четкое соблюдение протоколов работы.

                             

                              - ESDM (Early Start Denver Model). Денверская модель раннего вмешательства.

     Воздействие в рамках этого направления проводится обученными специалистами и родителями во время естественной игры, ежедневной деятельности ребенка. Этот подход ориентирован на социальные отношения, активное включение в работу родителей, членов семьи.

     Денверская модель раннего вмешательства направлена на развитие социальных, эмоциональных, когнитивных, языковых навыков. Терапия носит индивидуальный характер и адаптируется под конкретного малыша.

                        - Терапия сенсорной интеграцией (Сенсорная интеграция).

     По данным исследований, особенности восприятия окружающей действительности (сенсорной обработки) встречаются у 60-80% детей с аутизмом и иногда описывается, как один из симптомов данного заболевания. В 2013 году в DSM-5 (обновленная версия диагностического руководства Американской психиатрической ассоциации) сенсорные особенности были официально включены в диагностику аутизма и описывались как: "Гипер- или гипореактивность к сенсорной информации или необычные интересы в сенсорных аспектах окружающей среды". К примеру, очевидное безразличие к боли/температуре, неблагоприятная реакция на определенные звуки или текстуры, повышенная чувствительность к запахам или тактильным ощущениям. Дисфункции сенсорной интеграции значительно осложняют повседневную реальность и часто препятствуют социальной адаптации детей с диагнозом РАС. Метод сенсорной интеграции способствует нормализации сенсорной чувствительности, повышению качества жизни.

     Сенсорная обработка включает в себя восприятие реальности через органы чувств (прикосновение, движение, обоняние, вкус, зрение и слух), обработку этой информации мозгом, формирование адекватного ответа или реакции. У большинства людей этот процесс происходит автоматически. Однако люди, страдающие расстройством сенсорной обработки, часто воспринимают данную информацию иначе. Например, некоторые пациенты с аутизмом описывают состояния постоянной сенсорной перегрузки или же острой нехватки определенных ощущений, что провоцирует их на аутостимулирующее стереотипное поведение и может затруднять развитие познавательной сферы.

     Сенсорная интеграция – это форма эрготерапии (от лат. ergon – труд, занятие, и греческого therapia – лечение, т.е. это исцеление через деятельность) и она осуществляется специально обученными специалистами. Сенсорная интеграция представляет собой определенные воздействия, которые помогают ребенку адекватным образом реагировать на свет, звук, осязание, запахи и другие ощущения. Этот метод можно назвать своеобразной "подготовкой почвы" для обучающих коррекционных занятий. Результат – улучшение концентрации внимания, поведения, снижение тревожности, что делает ребенка более продуктивным в ситуациях обучения.

     В рамках данного подхода активно используются:

     коррекционные занятия, включающие применение сенсорных и двигательных действий, игр, оборудования (например, качание, массаж, двигательные упражнения, различная сенсорная стимуляция);

     использование дополнительных приспособлений, таких как ношение берушей для ушей или шумоподавляющих наушников, использование массажных щеток, сенсорных игрушек;

     программы сенсорной "диеты", в которые входят индивидуальные приемы, направленные на работу с сенсорными особенностями (например, использование кресла-качалки, утяжеленного одеяла), определенные физические упражнения и материалы (музыкальные игрушки, игрушки-антистресс и пр.);

     модификация окружающей среды, например, изменения освещения в учебном классе, дополнительная шумоизоляция помещений.

                              - Музыкальная терапия.

     Музыкальная терапия – это проверенная временем и практикой безопасная методика, использующая музыкальное взаимодействие для помощи людям с широким спектром когнитивных, эмоциональных проблем и улучшения их способности к адаптации. Музыкальная терапия позволяет снизить уровень тревоги, развить когнитивные, моторные, речевые, коммуникативные навыки, что способствует общему повышению качества жизни. Важно отметить, что музыкотерапия – это не то же самое, что обучение игре на музыкальных инструментах. Специалист использует музыкальные инструменты только как средство, помогающее лучше установить контакт и уменьшить уровень тревожности. Музыка выступает как дополнительное средство коммуникации для ребят, которые испытывают трудности при использовании речи и с трудом понимают социальное взаимодействие.

Существуют предварительные статистические данные о том, что музыкальная терапия позволяет улучшить навыки социального взаимодействия, вербальной и невербальной коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра.

                              - Игровая терапия.

Игровая терапия при аутизме используется для развития коммуникации и социальных навыков. Много общего с игровой терапией имеет терапия Floortime (DIR Floortime), которая используется для развития личности пациента в процессе игрового взаимодействия. Она основана на модели DIR®, разработанной доктором Стэнли Гринспеном и его коллегами.

D (Developmental) – уровень эмоционального развития.

I (Individual Differences) – индивидуальные особенности.

R (Relationship-Based) – построение и развитие отношений.

Идея Floortime состоит в естественном взаимодействии взрослого и ребенка, создании безопасной, эмоционально комфортной среды, способствующей развитию коммуникативных, социальных навыков и мышления. Процессом игры и любой другой деятельности руководит ребенок, а взрослые "следуют" за ним. Главная цель терапии – создание фундамента для здорового и естественного развития малыша. Важная роль при реализации данного направления уделяется работе с родителями, обучению их грамотному взаимодействию с собственным ребенком.

В процессе работы специалисты преследуют три основные задачи:

"следование" за ребенком;

     использование его естественных интересов;

     формирование мотивации к пребыванию в отношениях с окружающим миром и другими людьми.

                              - Альтернативная коммуникация.

     Целью этого вида терапии является замена устной речи более понятными для пациента образами или символами. На занятиях пациентов обучают выражать свои желания, мысли и потребности при помощи специального языка жестов, картинок или карточек с написанными на них словами. Также может применяться электронное оборудование, которое воспроизводит вслух отдельные слова или целые фразы при нажатии на клавиши. Оптимальная программа по альтернативной коммуникации подбирается персонально. Наиболее оправдан данный метод в случаях с аутистами, которые плохо разговаривают или не делают этого совсем.

     Одной из самых распространенных программ альтернативного общения является система PECS. В процессе занятий ребенка обучают выбирать и показывать окружению карточки, на которых изображен необходимый ему объект или действие, которое он хочет выполнить. Многие специалисты рекомендуют родителям аутистов практиковать этот вид терапии в домашних условиях.

- Нетрадиционные и новаторские методы лечения.

К современным новаторским методикам лечения следует отнести методики, которые используются совсем недавно и не получили на данный момент широкого признания. В то же время, вполне возможно, за такими методиками будущее психокоррекции.

Например, такие как: баротерапия, протокол Немечека, гомеопатия, биоакустическая коррекция, животная терапия (иппотерапия, канистеротерапия, дельфинотерапия), иглоукалывание и рефлексотерапия.

К спорным методам терапии аутизма относятся:

-         хиропрактика (лечением путем воздействия на позвоночник);

-         черепная остеопатия (массирование черепа).

                              - Хиропрактика (лечение путем воздействия на позвоночник).

     По мнению этого направления нетрадиционной медицины причиной аутизма является вывих одного из позвонков. Терапия заключается в использовании хиропрактических приемов для вправления вывиха. Также применяются поколачивания специальным инструментом. Эта теория не обладает научным подтверждением, но достаточно распространена в некоторых странах.


- Черепная остеопатия (массирование черепа).

     Мануальное воздействие на кости черепа – еще один спорный метод, применяемый при лечении аутизма. Использование этого способа основано на теории о том, что легкое смещение швов черепа позволяет улучшить циркуляцию спинномозговой жидкости и нормализовать состояние пациента. Многие пациенты с расстройствами аутистического спектра после таких процедур становятся более спокойными, их коммуникативные навыки улучшаются, а зрительный контакт становится более длительным.

Существуют и другие способы работы с аутистами, которые применяются совместно с основными методами терапии этой болезни.
К дополнительным терапевтическим практикам относятся:

-         сенсорная интеграция;

-         гипноз;

-         пет-терапия (лечение с участием животных).

                              - Гипноз.

     Гипноз наиболее эффективен при лечении позднего детского аутизма. Значимым плюсом этого подхода является то, что между инструктором и пациентом возникает более тесный контакт, чем при других видах терапии. Гипноз применяется в комплексе с другими методами коррекции, и основной его целью является увеличение эффективности основной терапии.


- Пет-терапия (лечение с участием животных).

     Существует научное подтверждение того, что игры и другие формы взаимодействия с животными делают человека менее агрессивным, улучшают сон и улучшают общее самочувствие. При лечении аутизма чаще всего прибегают к помощи собак и лошадей, реже – кошек и дельфинов.